Выбор тональности
HOME

Выбор тональности

Если вы не профессиональный музыкант, играющий в оркестре, и вынужденный подстраиваться под удобную вокалисту тональность, то обычно нет никакого смысла аккомпанировать самому себе в «кривых» тональностях типа Ми-бемоль-минор.  Когда тональность Ми-минор для вас высоковата, то лучше спуститься в тональность Ре-минор, тем самым заметно уменьшив мучения левой руки. В крайних случаях использовать каподастр (но только не устанавливать его дальше 3-го лада, как это практикуют некоторые). Если немного поанализировать по части аккордов, то в пределах 3 ладов, используя каподастр, можно получить практически любую тональность. Одна из них вам наверняка подойдет. Но, повторюсь, лучше остановиться на тональности, где басовые струны открытые. Потому что так, во-первых, удобней играть. Во-вторых, открытые басовые струны звучат «жирно». Ну, и левая рука при этом заметно меньше напрягается, так как ей не приходится преодолевать прием баррэ.

12 струнная гитара, как отмечалось выше, позволяет сокращать аккорды практически без ущерба для аккомпанемента. Даже на шестиструнке многие аккорды можно сократить, чтоб избежать баррэ, или чтоб сделать звучание басовых струн более жирным.

Самые удобные для аккомпанемента тональности, — это Ми, Ля и Ре. По возможности старайтесь уложиться в одну из них.

На видео приведен пример аккомпанемента на аккорде Dm в трех вариантах:
1. В нулевой позиции с использованием открытых басовых струн;
2. В пятой позиции с использованием баррэ;
3. В той же пятой позиции, но без баррэ.

ВИДЕО (скоро)

Во всех трех вариантах по части баса идет чередование нот Ре и Ля, т.е. самый распространенный пример басовой линии.

На мой взгляд самое ущербное звучание получилось во втором варианте, т.е. при использовании приёма баррэ. Причина вовсе не в моей личной нелюбви к баррэ, а в том, что опорные басовые струны оказались зажатыми на 5-ом ладу, и звучание их стало несколько бедным и «укороченным». Басовые струны для богатого обертонами звучания требуют все же определенной длины. Это просто физика!
Максимальная длина получается как раз в открытой позиции, и обычно там басовая струна звучит наиболее «жирно».
Попробуйте сыграть все три варианта, и сами убедитесь в том, что, например, нота Ре на открытой  4-ой струне звучит заметно лучше, чем та же нота Ре на 5-ом ладу 5-ой струны.

Какой из вариантов лучше, — 1-ый или 3-ий? А вот здесь однозначного ответа нет, так как имеет место привязка к конкретной песне и к конкретному отрывку в ней, — иногда благозвучней более «низкое» звучание аккорда (это открытая позиция), а иногда более «высокое», — в 5-ой позиции.

 

 


12string.ru 2011 г.